Воспитание и формирование личности ребёнка

Воспитание и формирование личности ребёнка.

Примерно 300 лет тому назад учёные и философы увлекались теорией tabula rasa («чистая доска»). Считалось, что ребёнок появляется на свет, похожим на чистый лист бумаги. И то, что на этом листе напишут его родители, педагоги и ближайшее окружение определит характер и предпочтения будущего человека.

Увы, воспитание и формирование личности ребёнка на практике гораздо более сложный процесс. Современная наука утверждает, что на него влияет три важнейших фактора:

1. Характер, с которым рождается каждый человек. Налицо и особенности темперамента, и некоторые предпочтения. Например, один малыш засыпает только под классическую музыку, а другой успокаивается исключительно в тишине.

2. Среда. Опираясь на теорию о чистом листе, философ и гуманист Жан Жак Руссо мечтал вырастить нового человека, изолировав его от пагубного влияния общественных предрассудков. Уже тогда люди понимали, что во многом воспитание и формирование личности ребёнка зависит от той среды, которая его окружает. Значение имеет всё: страна, город или сельская местность, предпочтения окружающих и т.д. Справедливости ради стоит заметить, что порой характер формируется вопреки среде. Например, в семье алкоголиков может вырасти убеждённый трезвенник, поскольку в течение жизни ребёнку много раз было неприятно и стыдно смотреть на своих родителей.

3. Воспитание. И наконец, фактор, на который родители и педагоги могут повлиять напрямую. Однако и здесь не всё так просто. В мировой практике сложилось огромное количество теорий воспитания. Кто-то считает, что ребёнку надо предоставлять как можно больше свободы, чтобы он сам решил, что для него важно. Кто старается выработать эффективную систему поощрений и наказаний для достижения поставленных целей. Всё большую популярность и научное основание получает теория воспитания, в которой родителям рекомендуется в первую очередь обратить внимание на собственные привычки, поведение, интересы. Потому что дети часто склонны копировать взрослых.

Чего же мы хотим добиться?

Оказавшись на таком педагогическом распутье, необходимо определиться, что же для нас важнее в деле воспитания и формирования личности ребёнка. Конечно, мы хотим сформировать у детей определённые навыки, научить их выбирать эффективные модели поведения в сложных обстоятельствах.

Какими же инструментами располагает современная наука о воспитании? Нотации не работают, поощрения создают ложную мотивацию. Одной из лучших методик признана сказкотерапия. Персональная сказка раскрывает перед родителями и педагогами необозримые возможности. Ребёнок становится не просто объектом воспитания, а главным героем настоящей волшебной истории. Дети верят в сказки, волшебство в их сознании легко смешивается с реальностью. И создаётся та самая необходимая среда, в которой с учётом особенностей характера, индивидуальных черт можно ненавязчиво привить ребёнку необходимые навыки и умения.
© 2010-2014 "Сказочные истории" | Краснодарский край, г. Геленджик | Электронная почта: skazkisvet@mail.ru | Телефон: +7 928 408-57-65
Главная | Содержание | Заказать | Развитие и воспитание | Оплата и доставка | Контакты | Запрос звонка